Санкт-Петербург,
ул. Салова д.49а
Пн–Пт с 10:00 до 19:00
КОРЗИНА
Товаров: 0
Оформить заказ
1 Оборудование для
автосервиса
2 Оборудование для
автосервиса
3 Оборудование для
автосервиса

Электронный блок управления - ЭБУ

Главная > Статьи > Электронный блок управления - ЭБУ

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (ЭБУ)

Бортовой компьютер, или электронный блок управления (ЭБУ)  – «мозг» системы управления двигателем, и если этот мозг поврежден, то исправно работать не будет ни двигатель, ни любая другая система, контролируемая микропроцессором, будь то система зарядки, трансмиссия, системы контроля токсичности выхлопа или другие элементы управления. Замену ЭБУ следует проводить только после его тщательной диагностики и  установления причин неисправности.


Среди диагностических кодов протокола OBD-II можно выделить следующие коды, связанные с неисправностью электронного блока управления:

P0600    Неисправность при связи с системой 
P0601    Ошибка контрольной суммы ПЗУ
P0602    Программная ошибка блока управления
P0603     Внутренняя ошибка энергонезависимой (KAM) памяти блока управления
P0604     Внутренняя ошибка ОЗУ (RAM) блока управления
P0605     Внутренняя ошибка ПЗУ (RОM) блока управления
P0606    Неисправность процессора блока управления
P0607     Работоспособность блока управления (внутренняя электронная неисправность)
P0608    Неисправность датчика VSS "A" блока управления
P0609    Неисправность датчика VSS "В" блока управления
P0610   Ошибка программирования блока управления (неправильно запрограммированы опции).

Один из этих кодов, обнаруженный считывателем кодов или автосканером, будет означать, что блок управления неисправен и нуждается в замене. Для подтверждения того, что проблема действительно в ЭБУ, а не в чем-то еще, потребуется провести дополнительные диагностические тесты, руководствуясь специальными таблицами диагностики неисправностей. Обычно это подразумевает ввод исходных данных и отслеживание реакции блока управления. Неверная реакция или ее  отсутствие говорит о том, что ЭБУ поврежден и подлежит замене.


Слишком часто автомеханики склонны видеть проблему там, где они  меньше всего разбираются. При сбоях в работе двигателя, если причина этого не очевидна, они первым делом винят компьютер. Попытка решить проблему заменой определенных деталей может приносить доход торговцам запчастей, но если это не помогает и клиент возвращает продавцу блок управления, то ситуация не выгодна никому. Возврат таких сложных и дорогостоящих компонентов как электронные блоки управления влечет за собой убытки для всех сторон.

 

НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ В ВОЗВРАТЕ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ.


Зачастую блоки управления возвращают по гарантии из-за их неспособности устранить проблему или из-за сбоев в работе двигателя после их установки, однако, более 50 % этих блоков оказываются вполне исправными. Очевидно, многие люди идут на это в надежде, что новый блок управления решит возникшую неисправность.


Нет гарантий, что снятый с автомобиля блок управления годен для дальнейшей эксплуатации: в нем могут быть перепутаны провода, он может быть «поджарен» слишком высоким напряжением или еще как-нибудь поврежден. Поэтому перед тем, как снова выставлять блок на продажу, его необходимо протестировать и подтвердить его работоспособность.


К сожалению, в магазине запчастей это сделать невозможно: компьютер необходимо подключить к сложному оборудованию для проверки входных и выходных цепей, и только если они функционируют нормально, блок отправляется обратно к поставщику, заново тестируется, и, если никаких дефектов в нем не обнаружено, возвращается в продажу.  


Однако, следует помнить, что во многих магазинах запчастей проданные товары возврату и обмену не подлежат.

 

ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ


Чтобы клиенту не пришлось возвращать новоустановленный блок управления, надо выяснить причину повреждения старого; это может оказаться делом довольно сложным, но поможет вам удостовериться, что новый блок управления не повторит судьбу предыдущего.


ЭБУ обычно выходят из строя по одной из двух причин: перегрузка по напряжению (что часто  случается при коротком замыкании в цепи какого-нибудь соленоида) или влияние окружающей среды (коррозия, перегрев или механическое повреждение от удара или вибрации). Ели не устранить короткое замыкание, оно может вызвать перенапряжение и также повлечь за собой необходимость замены ЭБУ.


Что касается внешних факторов, то в первую очередь следует опасаться воздействия воды: проникая внутрь блока, она может привести к коротким замыканиям и необратимой коррозии, разрушающей соединительные элементы. Большинство производителей откажутся восстанавливать блоки управления от автомобилей, побывавших под водой во время наводнения. В этом случае замена – единственный возможный вариант. Из-за перегрева и механических повреждений в печатной плате могут образоваться микротрещины (что чаще всего связано с особенностями ее конструкции, чем с последствиями эксплуатации автомобиля) но их вполне можно устранить.  

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

На сегодняшний день существует довольно много различных электронных блоков управления, которые внешне совершенно не отличаются друг от друга (одинаковые размеры, одно и то же количество соединительных контактов), но укомплектованы и настроены по-разному. По этой причине очень важно уметь точно идентифицировать блок управления и правильно его заменить, чтобы клиентам не пришлось впоследствии его возвращать.


Если на автомобиль установить не соответствующий ему блок управления, то нет никакой гарантии, что он будет работать правильно. Подобрать новый блок «приблизительно» не получится – он должен быть абсолютно точно подогнан к определенному  автомобилю.


Для точной идентификации заменяемого блока необходимо знать не только название и марку автомобиля, год его выпуска и объем двигателя, но также точный код производителя, обозначенный на самом блоке. Только зная этот код можно подобрать нужную замену с помощью таблицы перекрёстных ссылок.


Все параметры, настроенные под конкретный автомобиль хранятся в ППЗУ (PROM, программируемое постоянное запоминающее устройство), которое не поставляется  в комплекте с новым блоком управления. В более современных автомобилях для хранения настроек используется флэш-память, или ЭСППЗУ (EEPROM, электрически стираемое программируемое постоянное запоминающее устройство). После замены блока следует произвести перезапись параметров нового ППЗУ, если оно не запрограммировано должным образом для вашего оборудования.


К сожалению, такого рода процедуры на сегодняшний день для вторичного рынка недоступны. Автопроизводители не хотят, чтобы механики из частных сервисных станций копались в настройках бортовых компьютеров, рискуя увеличить токсичность выхлопа или изменить рабочие характеристики автомобиля. К примеру, настройку трансмиссионного модуля компании Chrysler следует проводить только при помощи специального сканера DRB и дилерских кодов, чтобы задать размер колес (так называемый Pinion Factor), влияющий на показания спидометра. 

 

РЕМОНТ ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Замена электронных блоков управления обойдется отнюдь недешево, поэтому большинство продаваемых запасных блоков – это восстановленные на заводе старые блоки. Процесс их восстановления имеет мало общего с переборкой генераторов переменного тока или водяных насосов, так как в блоке управления нет изнашивающихся механических деталей. В данном случае восстановление подразумевает тестирование блока, обнаружение и устранение каких-либо неисправностей, и затем повторное тестирование на предмет полной работоспособности.


Восстановленные блоки управления либо отправляются на склад для последующего обмена, либо возвращаются клиенту, заказавшему ремонт. Если определенного блока нет в наличии на складе, старый неисправный блок можно отослать изготовителю для заводского ремонта, который обычно занимает несколько дней и обойдется примерно в  ту же сумму, что и замена. Самое сложное во всей этой налаженной схеме – найти такой завод, который сможет провести тестирование и восстановление вашего электронного блока управления.


Некоторые блоки, однако, не подлежат ремонту. Как мы упоминали ранее, производители, скорее всего, откажут вам в ремонте «утопленника».

 

СОВЕТЫ ПО ЗАМЕНЕ ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ

 

На некоторых автомобилях блок управления может находиться в довольно труднодоступном месте, что может стать первым препятствием при его замене.  Он может оказаться скрытым под другими компонентами приборной панели, системы кондиционирования воздуха или пульта управления. В некоторых случаях блок располагается под сидением, которое придется демонтировать. 
Вне зависимости от того, где расположен блок, первое и самое необходимое, что следует сделать перед процедурой замены – это отсоединить аккумулятор.


После установки блока аккумулятор можно подсоединить обратно, но процедура замены на этом не закончена. Во многих случаях после установки блока или отключения электропитания необходимо провести настройку блока управления к  параметрам конкретного автомобиля. Для перепрограммирования ЭБУ и повторной установки противоугонной системы на некоторых новых моделях может понадобиться автосканер.


Иногда эта процедура включает настройку холостого хода и других рабочих параметров; в некоторых случаях может понадобиться короткий тест-драйв. Точные требования можно найти в руководстве по обслуживанию машины. Лучше всего было бы погонять автомобиль после установки блока управления – должно хватить короткой поездки со скоростью более 35 миль в час, чтобы дать компьютеру полностью перенастроиться. 


Электронный блок управления и в дальнейших поездках продолжает точную настройку параметров под определенный сорт топлива и другие параметры.

 

Если помимо двигателя такой блок управляет еще и трансмиссией, то водителю понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть к динамике переключения передач.


Если после замены блока на приборной панели вновь загорается индикатор неисправности, значит, проблема не устранена и ее причина не в блоке управления (за исключением того случая, когда код неисправности указывает на внутреннюю ошибку блока). То есть необходимо провести дополнительную диагностику для локализации и устранения ошибки, а до тех пор ЭБУ не сможет функционировать нормально.


Если система управления двигателем не работает в режиме замкнутого цикла, есть вероятность, что поврежден датчик температуры охлаждающей жидкости или кислородный датчик. Опережение или запаздывание зажигания укажет на неисправность датчика абсолютного давления во впускном коллекторе (MAP), на сбой регулировки датчика положения дроссельной заслонки или чрезмерную чувствительность датчика детонации. Ну а если все системы работают со сбоями, то возможно проблема в низком напряжении зарядки из-за неисправности генератора или плохого соединения с аккумулятором.


Следует помнить, что для правильного функционирования электронному блоку управления требуются сигналы всех датчиков, нормальное напряжение аккумуляторной батареи, хорошее соединение с «массой», а также возможность посылать управляющие импульсы всем исполнительным устройствам.



< все статьи