Санкт-Петербург,
ул. Магнитогорская д.30 оф.416
Пн–Пт с 10:00 до 19:00
Корзина пуста
1 Оборудование для
автосервиса
2 Оборудование для
автосервиса
3 Оборудование для
автосервиса
Валюта магазина

Техническое обслуживание будущего (аналитическая статья)

Главная > Новости > Техническое обслуживание будущего (аналитическая статья)

04.02.2014


ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БУДУЩЕГО

Дэвид Колман, редактор журнала "Автомеханика".

Что нового готовит нам ближайшее будущее в области техобслуживания и ремонта автомобилей? Какое диагностическое оборудование для автомобилей будет использоваться?

Никто не знает, каким будет завтрашний день, и способность улавливать тенденции на рынке техобслуживания и ремонта автомобилей поможет организациям быть готовыми к неизбежным изменениям. И правильный выбор автосканера может сыграть не последнюю роль в развитии автосервиса.  

«Трудно что-либо предвидеть, особенно будущее», - говорил известный физик Нильс Бор.  Он также заметил, что за последние три десятилетия человечество продвинулось в технологическом развитии больше, чем за последние 2000 лет и этот экспоненциальный рост будет только продолжаться. 

Можно и не говорить о том, что развитие технологий, безусловно, оказывает огромное влияние на работу автомобилей, а также на их техническое обслуживание и текущий ремонт.  

Сложно строить какие-либо догадки о будущем в постоянно меняющемся мире. Тем не менее, в настоящей статье проведено тщательное исследование о том, как в ближайшие несколько лет развитие автомобильной промышленности скажется на сфере техобслуживания и ремонта. 

Специально для написания настоящей статьи я связался с представителями нескольких автомобильных компаний, собрав в результате коллекцию мнений и взглядов с разных точек зрения. Моей целью было навести читателей на кое-какие мысли, помочь понять те силы и тенденции, которые задают направление автоиндустрии, и подготовить к грядущим изменениям в этой области.  

Как сказал Алан Кей, специалист в области компьютерных наук, «Лучший способ предсказать будущее – это создать его».

 

 «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ» ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Информацию предоставил Крис Доктор, Главный аналитик компании Frontier Technology

Компания Frontier Technology занимается разработкой передовых программных изделий, модифицируя их в соответствии с требованиями заказчиков (в том числе и программное обеспечение для дилерских автосканеров), а также изучением и анализом рынка информационных технологий. Компания выпускает программные средства NormNet для прогнозирования и управления состоянием транспортного средства.

 

Концепция «интеллектуального» технического обслуживания (CBM – Condition Based Maintenance) отличается от планового ТО, тем что основывается на необходимости поддержания автомобиля в рабочем состоянии, а не зависит от заранее составленного плана или графика. Ее цель состоит в том, чтобы сократить расходы на содержание транспортных средств.  

Такая стратегия техобслуживания возможна благодаря характеристике, диагностике и прогнозированию работы автомобиля на основе оценочных испытаний, показаний встроенных датчиков и измерений при помощи портативного оборудования. 

Эксплуатационная характеристика подразумевает оценку работы автомобиля и указывает на возможные причины неисправностей. Характеристика включает количество отработанных часов, общее пройденное расстояние, время холостого хода, количество потребленного топлива, количество резких торможений и резких поворотов, скорость на различных местностях, и т.п. 

В первое время работы по «интеллектуальному» техобслуживанию фокусировались в основном в области вооруженных сил, которые разрабатывали бортовые системы для самолетов, боевых автомобилей и тактических колёсных машин. Однако, вскоре оно получило более широкое распространение, ведь стремление сократить затраты на эксплуатацию и обслуживание свойственно всем отраслям промышленности, которые зависят от комплексного оборудования. 

 

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

Система прогнозирования и управления состоянием (PHM – Prognostics and Health Management) – это программные средства, предназначенные для обработки эксплуатационных данных транспортного средства, его диагностики и прогнозирования. Они могут быть встроены в бортовую электронику и/или автономные системы для дальнейшего технического обслуживания.

Технология PHM тесно связана с датчиками для мониторинга состояния и работы систем. Системы могут быть самыми разнообразными: двигатели, электроника, промышленное оборудование, производственные процессы, даже другие программные средства. 

При наличии приличного инструментального оснащения, эта технология, несомненно, принесет огромную пользу. 

Современные грузовые автомобили большой грузоподъёмности снабжены десятками датчиков для контроля и мониторинга многочисленных подсистем, что делает их идеальными кандидатами на оснащение системой PHM. 

 

СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ (PHM)

Так что же это такое? Если совсем упростить, то это программа, которая обучает компьютеры «визуализировать» взаимосвязи между разными частями системных данных – обычно показаний датчиков. Такая визуализация совершается посредством использования сложных алгоритмов распознавания образов.

После того, как программа впервые визуализирует эти взаимосвязи, впоследствии она сможет распознать даже малейшее их изменение и таким образом определить неполадку в системе. 

Благодаря способности программы оперировать большим количеством данных, она может следить за поведением системы и предупредить пользователя, когда понадобится его вмешательство. Таким образом, компьютер является инструментом, который сокращает объем необработанных данных, превращая их в полезную информацию, позволяющую принимать конкретные меры.  

Давайте рассмотрим нижеследующий постой пример. 

Все знакомы с контрольной лампой давления масла. Обычно, этот индикатор соединен с переключателем давления масла, расположенного ниже масляного насоса. Когда давление падает ниже фиксированного уровня, срабатывает переключатель и зажигается контрольная лампа, предупреждая водителя. 

Этот метод, хотя и приемлем как вариант защиты двигателя, все же может стать причиной поломки в пути. Как правило, когда загорается сигнальная лампа, двигатель подвергается неминуемой опасности повреждения. Поэтому водитель обязан немедленно остановить автомобиль и вызвать техподдержку или эвакуатор.  

Система PHM создана, чтобы усовершенствовать вышеописанный ограниченный метод благодаря двум явлениям. Во-первых, есть вероятность, что масляный насос не перестал работать внезапно - скорее всего, давление падало постепенно. 

Аналогичное поведение можно ожидать от большинства отказов вследствие износа электромеханических систем. 

 

ПОКАЗАНИЯ ДАТЧИКОВ

Современные двигатели снабжаются многочисленными датчиками давления масла, температуры масла, оборотов двигателя, нагрузки двигателя и т.п. Если данные получены во время эксплуатации автомобиля, то показания датчиков давления масла и оборотов двигателя могут быть представлены как в графическом (к примеру дилерский сканер Man Cats II), так и в цифровом виде (к примеру в автосканере Ultrascan P1). 

Программное обеспечение PHM способно распознать такие изменения взаимозависимости и заблаговременно сообщить водителю о необходимости принятия профилактических мер. 

Этот пример намеренно упрощен и приведен лишь в качестве иллюстрации. На самом деле, система PHM следит за взаимосвязями всех датчиков одновременно.  

Эта важная функциональная возможность позволяет программному обеспечению визуализировать намного более сложные взаимосвязи, чем мог бы зафиксировать человек. Таким образом, система PHM зарекомендовала себя весьма действенным инструментом приятия решений по техобслуживанию оборудования. 

В тяжёлых грузовых автомобилях эти программы (ПО автосканеров для грузовиков) будут контролировать не только двигатель, но и трансмиссию, электрооборудование, системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также подвеску и систему дополнительной очистки отработавших газов – при наличии данных об их функционировании. 

СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ

Как было упомянуто выше, «интеллектуальное» техническое обслуживание представляет собой концепцию техобслуживания автомобиля в зависимости от состояния его подсистем, то есть транспортное средство забирают на осмотр и ремонт только в случае необходимости, что позволяет значительно сократить эксплуатационные расходы. 

Успешная программа «интеллектуального» технического обслуживания, в отличие от планового, позволит менять  детали не так часто, а также продлит срок эксплуатации автомобиля и сократит количество поломок и незапланированных ремонтов.

Очевидно, таких результатов добиться непросто: это довольно серьезное испытание возможностей данного метода и предполагает наличие многочисленных данных о текущем состоянии того или иного транспортного средства, то есть показаний приборов и результаты их анализа программой PHM. 

Технология PHM способствует введению метода «интеллектуального» техобслуживания следующим образом:

Обнаружение: Программа PHM наблюдает за общим состоянием автомобиля и заблаговременно сообщает о предстоящих сбоях.  

Локализация неисправностей: Программа сопоставляет сигнатуры при наличии неисправностей с реальными сбоями и автоматически локализует место их возникновения в будущем. Эта функция возможна при наличии хорошей системы передачи данных о техническом обслуживании автомобиля. 

Прогнозирование: Система определяет приблизительный срок, в течение которого неисправность должна быть устранена. Эта возможность особенно полезна при управлении парком автомобилей, однако реализовать ее довольно сложно, т.к. для этого требуется знать заранее особенности использования автомобилей, манеру вождения и т.п.

 

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

За последние 10 лет технология прогнозирования и управления состоянием PHM продвинулась в своем развитии от теории к практическому применению. Frontier Technology (FTI) и другие компании работают над возможностью оформить эту технологию в виде удобного для пользователя, готового к использованию интерфейса.    

Сейчас изготовителям необходимо продемонстрировать полезность этого программного инструмента. Как и в любом другом случае, продукт будет оценен по заслугам, только если докажет свою рентабельность, а это вопрос времени. 

Система PHM разработана по технологии машинного обучения. Программа использует исходные данные для создания моделей и сигнатур состояния отказа. Поэтому, в течение определенного периода времени – примерно несколько месяцев – программы только собирают данные и расходуют ресурсы, но не производят никаких результатов. Лишь спустя некоторое время информация, зафиксированная системой, начинает преобразовываться в операционные данные. 

Бόльшая часть текущей работы в этой области сосредоточена на экспериментальных исследованиях, цель которых – доказать экономическую выгоду системы. По их завершении она наверняка будет постепенно внедрена в автопарки и на рынок комплектных поставок оборудования от производителей, а со временем станет неотъемлемой частью транспортных средств.  

 



← все новости

Полный путь к сайту: /home/stool/domains/s-tool.ru/public_html/